Follow

ОБЗОР WOLFENSTEIN 2: THE NEW COLOSSUS

Настоящий герой боевика отдыха не знает. За спиной Уильяма Джозефа Бласковица десятки спецопераций и тысячи убитых фашистов. Казалось, еще немного – и он лично выиграет Вторую мировую , просто перебив всё боеспособное население Германии. Но предательский ход сценариста отправил его в кому: 1946 год сменился 1960-м, что позволило новому поколению гитлерюгенда вырасти, окрепнуть и выстроиться к герою за своей порцией свинца. А билли-то, между прочим, уже под полтинник!

Годы и килограммы принятой на грудь шрапнели берут своё, и ни один целебный хотдог, ни одна мегааптечка уже не вернёт героя на пик формы.

Уильям надеялся, что сможет поставить достойную точку в героической карьере, приняв на себя удар ядерной бомбы в финале Wolfenstein: The New Order, но друзья (чтобы они были здоровы!) успели вытащить его израненное тело с поля боя. И вот опять кушетка, низкий старт, большие цели и необходимость оправдывать ожидания. А полтинник даёт о себе знать, почки отказывают, ноги не слушаются..

C таким настроем Бласковиц и приступает к новому эпизоду своих приключений: освобождению США от нацистов, завоевавших страну еще в 1948-м. Разработчики решили костьми лечь, но заставить игрока почувствовать всю усталость протогониста на себе. Первую миссию, например, мы проходим на инвалидной коляске со всеми вытекающими: пострейфиться особо не получается, о стрельбе по македонски можно забыть (нужно же как-то крутить колёса), а мелкие детали вроде лестниц и наваленного барахла неожиданно становятся серьёзными препятствиями.

Даже когда Уильям получает в своё распоряжение экзоскелет, возвращающий повреждённому телу полную боеспособность, он постоянно будет вести внутренний монолог о своих проблемах. Экзоскелет – жмёт и натирает. Старость – сказывается. Почки – отказывают. Ох, новая порция фашистов прибежала – ну-ка, тебе хэдшот, тебе гранату, а ты подбежал слишком близко, так познакомься с моим другом топориком! Хрясь – у тебя нет ноги, вжух – обе руки синхронно отвалились, чпок – отделились шейные позвонки. Так, на чём мы там остановились? Ах да, старый, больной, несчастный, судя по самочувствию – жить осталось неделю…

Соратников Бласковица по освободительному движению тоже регулярно “зарубает”. О чём бы не шёл разговор – об инопланетянах, о жажде свободы, о проблемах отцов и детей – он всегда длится в два раза дольше, чем нужно, чтобы уловить суть. Вдобавок сценарист с фантастической точностью балансирует на грани гротеска, то есть нагнетает ситуацию, но не позволяет чётко сказать, что да – вот тут уже пошёл откровенный стёб. Ну, например: Бласковиц горячо рассуждает об исключительности американской нации, о том, что только она не прогнулась до конца под властью Третьего Рейха и готова на восстание – это нужно воспринимать всерьёз, или это намёк, что и Билли на самом деле тот ещё националист? А когда чернокожая барышня (талантливый стратег, любящая мать и верная жена, то есть персонаж вроде как положительный) начинает на ровном месте донимать нашего соратника шотландца фразочками насчёт его происхождения – это должно быть безобидной шуткой или нет? Со всеми завихрениями американской политкорректности – не факт, что даже у авторов есть окончательная позиция по этому поводу.

Зато с нацистами всё просто: тут уж точно стёб, причём на каждом шагу. Вот пара гитлеровцев удивляются, как повстанцы могут убивать людей из-за разницы в убеждениях, а потом весело обсуждают, кто в какой “эскадрон смерти” хочет пойти служить. Вот куклусклановец безуспешно пытается выучить, как будет “спасибо” на немецком. А вот на сцене выходит фрау Энгель – та самая, которую Билли не добил в The New Order: теперь она произведена в главные злодеи, поэтому встречаться с Бласковицем будет регулярно. Каждое такое рандеву навсегда остаётся в памяти – мадам известны все болевые точки нашего героя, и давит она на них с незаурядным умением, заставляя почувствовать беспомощность, боль утраты, и, в конечном итоге – ненависть и страх. Одним словом, фрау Энгель – настоящее украшение The New Colossus.

Конечно, странно столько времени говорить о сюжете, который традиционно в серии служил лишь предлогом для того, чтобы отправиться на очередную секретную базу и замочить пару полков нацистов. Но как-то так получилось, что в The New Colossus история вышла на передний план, по крайней мере по хронометражу. И это не преувеличение: если сесть с секундомером, выяснится, что перестрелки с фашистами занимаю меньше времени, чем созерцание пререндеренных роликов и заскриптованных сценок. К тому же последние даже пропустить не всегда можно: например, в середине игры есть эпизод, где управление отбирают почти на семь минут – но это всё равно считается геймплеем, а не роликом, поэтому нажать на кнопку пропуска и сразу перейти к кровопролитию никто не позволит.

И это весьма печально, потому что в плане экшена новый Wolfenstein стал заметно лучше. Например, Бласковиц по-прежнему может взять в каждую руку по пушке , но если раньше это обязательно должно было быть парное оружие – два пистолета, два автомата, два дробовика – то теперь можно сочетать что угодно с чем угодно. Например, взять в правую руку автомат, а в левую дробовик, чтобы комфортно чувствовать себя на любой дистанции. Или гранатомёт в пару к пистолету с глушителем – чтобы, если стелс даёт сбой, тут же подавить врагов превосходящей боевой мощью.

Свою порцию комплиментов заслуживают дизайнеры уровней.  Привычная кишкообразная планировка, где можно только идти на противников в лоб, в The New Colossus почти не встречается: в основном  бои идут в помещениях, где есть возможность зайти и слева, и справа и сверху, и снизу – причём противники этими вариантами активно пользуются, стараясь зайти на Билли с фланга или с тыла. Получается очень и очень бодро, особенно на высоких уровнях сложности, где одна очередь может превратить пышущего здоровьем и закованного в броню героя в  дохляка с десятком хитпоинтов.  При этом компьютерных оппонентов никак нельзя обвинить в читерстве: если поднять шум, а затем незаметно уйти, прогулявшись по вентиляции, например, гитлеровцы по прежнему будут атаковать старую позицию Бласковица, подставляя спину под очередь из чего-то крупнокалиберного.

Чтобы отстрел нацистов уж точно не превратился в рутину, со временем Билли обзавёлся тремя апгрэйдами: силовыми наплечниками, позволяющими  с разбега пробивать некоторые стены (немцам, оказавшимся на пути, приходится тоже не сладко), корсетом, дающим возможность проползать в такие щели, где и мыши тесно, а также боевыми ходулями.  Два нажатия на кнопку прыжка – и вот Бласковиц уже возвышается над полем боя, спокойно отстреливая доселе надёжно укрытых фашистов. Впрочем, они ответный огонь тоже не постесняются открыть, так что лучше всё-таки пользоваться ходулями, чтобы забраться на какой-нибудь тактически выгодный балкончик.

И вот всё это богатство, по сути, негде применить – только входишь во вкус, а тут уже всё, геймовер, за новой порцией фашистов приходите в следующий раз. Понимая, что мясорубки игроку может не хватить, Machine Games прикрутила в New Colossus “охоту за офицерами”: ближе к финалу кампании штаб-квартира Сопротивления обзаводится шифровальной машиной “Энигма” и интерактивной картой США. После чего Бласковиц в любой момент может воспользоваться ими , чтобы отправиться за головой того или иного нациста, которые по чистой случайности обосновались на уже пройденных уровнях. Например, сюжетная вылазка Билли в Нью Йорк (в мире Wolfenstein нацисты сбросили на него атомную бомбу в 48-м) разбита аж на четыре индивидуальные карты для “охоты”.

Впрочем, точку высадки Бласковица, количество и расположение противников, иногда даже декорации и погодные условия разработчики  для повторного визита всё-таки поменяли, так что в слепом клонировании контента студию обвинить нельзя. Кроме того, “охота” – развлечение сугубо опциональное, ничего принципиально важного для геймплея или сюжета за неё не выдаётся, разве что коллекционные предметы, записки и тому подобное, пропущенное при первом прохождении, таким образом можно будет получить.

The New Order ругали за алогичный сюжет, невероятно затянутые паузы между экшен-сценами, за недостатки AI и кишкообразные уровни. В сиквеле MachineGames решила ровным счётом половину этих проблем: сам по себе шутерный геймплей в The New Colossus определённо заслуживает похвалы. Остаётся надеяться, что к третьей части команда найдёт нового сценариста – ну, или объяснит имеющемуся, что шутерная беготня и смачная разделка нацистов топориком в полевых условиях никак не вяжутся с бубнежом “я слишком стар”. Бласковиц не стар – он суперстар. один из последних суперстаров “олдскульных” шутеров в мире, где чарты продаж давно и прочно оккупировали псевдореалистичные экшены с укрытиями и регенерацией здоровья.

Автор текста: Антон Бондаренко

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Lost Password

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.